Я? Мы?

"Мы" - роман, положивший начало жанру антиутопия
"Мы" - одно из самых ярких и нетипичных произведений советской литературы для начала XX века
"Мы" - сплошной поток сознания?

Звучит интригующе, не правда ли?

Такая идея для начала своего эссе по книге Евгения Замятина "Мы" пришла в мою голову не просто так. С первых страниц романа я осознавала, что книга произведет на меня неизгладимое впечатление. Я оказалась права. Именно поэтому у меня возникло желание заинтересовать читателей этой рецензии с самого начала. 
В своем романе Замятин повествует о мире после Двухсотлетней войны, вследствие которой люди проживают в Едином Государстве под стеклянным куполом. Там они питаются продовольствием из нефти. Под куполом нет зелени, только каменно-стеклянные джунгли. Люди лишены какой-либо свободы, индивидуальности, чувств и нестандартного мышления. Тоталитарный режим Единого Государства прописывает ежедневное существование каждой живой души. Граждане государства -"нумеры" проживают в прозрачных квартирах, в которых вышестоящие инстанции могут контролировать быт, занятия и даже интимную жизнь человеческой единицы. Правда в случае с последним пунктом есть свое забавное исключение. Каждый индивид имеет право в определенный час несколько раз в неделю получить "розовый талон", согласно которому двое человек могут заполучить уединение. В мире "нумеров" нет места для любви. Детей, например, сразу после рождения забирали на воспитательные заводы. В добавок, ребенка можно было завести только после официального согласия Хранителей. Расписание дня в этом государстве для всех людей едино, отставать от графика запрещено даже на минуту. Граждане существуют в стандартизированном мирке, где каждому присвоено свое имя, состоящее из букв и цифр. Все в государстве подчиняется одной благодетеле - логике. Каждый человек имеет свое место работы, где все объединяются ради достижения всевышней цели. 
Сам роман написан от лица Д-503, проживающего на территории Единого Государства, ограниченного Зеленой Стеной. Жизнь героя протекает по обычным порядкам. Работа, дом, собрания и так по кругу. Д-503 восхищает идеально проработанная система Единого Государства. Казалось бы, все в его существовании идеально: работа ради всеобщего блага, осуждение по всем канонам жизни "древних", занятия любимой математикой, встречи по "розовым билетам" с "любимой" О-90. Может единственное, что могло беспокоить героя - этот ужасающий корень из минус одного, который не давал Д покоя с школьной скамьи. Но в один день в жизни главного героя появляется она - I-330. Героиня открывает для Д-503 дверь в мир "древних", после чего Д не может как раньше умиротворенно существовать. Герой познает фантазию, сны и любовь. Все свои мысли чувства, эмоции, рассуждения и переживания Д-503 записывает в свои дневники в конспектах, которые Замятин и "обнажает на всеобщее обозрение" для читателей. "...Как я полон! Если бы вы знали: как я полон!".
Меня с первых строк поразил слог Евгения Ивановича. Я бы сравнила его с абстрактионисткими мазками. Замятин пишет довольно отрывисто, порой нелогично, не заканчивая предложения. На некоторых фрагментах сюжета он заостряет особо внимание. Например, на длинных иллюстрациях системы Единого Государства, удивительных особенностях из жизни "древних" и описаниях внутренних переживаний главного героя во время столкновения с проснувшейся душой. В других случаях, автор резко обрывает предложения и перескакивает с темы на тему. Некоторые пользователи читательских форумов нарекают форму письма "Мы" "потоком сознания", в которое порой непросто вникать. Это происходит потому, что Д-503 повествует в своем дневнике обо всем, что приходит ему в голову, иногда особо неразборчиво записывая это в своих конспектах, используя большое количество знаков препинания. Но я лично с удовольствием и неподдельным интересом вчитывалаcь в каждый приступ "потока мыслей" главного героя. Также я обратила внимание на то, что Замятин довольно часто при описании зданий, интерьеров использует прием тавтологии, да бы усилить впечатление чтеца и погрузить его в атмосферу романа глубже. 
Стоит отметить, что роман Замятина "Мы" был запрещен к публикации в советское время. Хотя само произведение было написано лишь в 1920, еще в ленинские времена. Точно нельзя знать, желал ли автор внести оппозиционный и порицающий концепт в свою книгу. Впрочем очевидно - Евгений Иванович несомненно предсказал жизнь под эгидой сталинского режима. Параллели со строчками романа и советской системой почти невозможно не провести. Тоталитарное государство, его закрытость от внешнего мира, командный путь к единой цели, лидер страны избирается единогласно, всеобщая схожесть, отсутсвие отличий, преследование и жестокое наказание за уклонение и нарушение правил единого режима - согласитесь, звучит крайне знакомо. 

В заключение, хочу добавить тот факт, что крайне удивлена тем, что меня увлек этот роман. Никогда бы не подумала, что когда-нибудь буду читать про тоталитарные режимы и проживания человеческой личности в нем. И да, по мере чтения я и вправду восхищалась и наслаждалась историей "Мы" (все-таки мы, а не я...)

"Единственное средство избавить человека от преступлений - это избавить его от свободы"



Комментарии

Популярные сообщения